Стандарт является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования и вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования, а также основой для формирования содержания профессионального и дополнительного профессионального образования педагогических работников и проведения их аттестации. В стандарте учитываются возможности освоения ребенком образовательной программы на разных этапах ее реализации, а также индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.
Согласно стандарту, содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Содержание программы также должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Образовательная программа дошкольного образования может предусматривать возможность ее реализации на родном языке из числа языков народов РФ. Реализация такой возможности не должна осуществляться в ущерб получению образования на русском языке.
Утрачивают силу Приказы Минобрнауки России от 23.11.2009 N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" и от 20.07.2011 N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?
ФГОС ДО разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу с 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Стандарт разработан на основеКонвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов РФ при разработке и реализации Программы организацией дошкольного образования.
ФГОС ДО обеспечивает:
-
единство образовательного пространства Российской Федерации
-
преемственность основных образовательных программ
-
вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся
-
государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения
-
равных возможностей полноценного развития, обучения и воспитания ребенка;
-
духовно-нравственного развития и воспитания детейна уровне дошкольного образования, становление основ их российской гражданской идентичности;
-
формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста;
-
формирования образовательной средыдошкольного образования, обеспечивающей реализацию требований ФГОС
-
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
-
сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
-
формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности, формирования предпосылок к учебной деятельности;
-
обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
-
обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
-
определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.
-
особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
-
возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
-
проявляет инициативность и самостоятельность;
-
уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим;
-
обладает развитым воображением;
-
достаточно хорошо владеет устной речью, складываются предпосылки грамотности;
-
проявляет творческие способности;
-
развита крупная и мелкая моторика;
-
способен к волевым усилиям в разных видах деятельности;
-
проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать.
-
наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.)
-
разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования
-
периодическую сменяемость и появление новых предметов
Что такое развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО?
Часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Требования Стандарта к развивающей предметно-пространственной среде.
Среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Вариативность среды предполагает:
Полифункциональность:
-
возможность разнообразного использования различных составляющих среды, пригодных для использования в разных видах детской активности.
Трансформируемость:
-
возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.
Доступность:
-
свободный доступ всех (и с ОВЗ) воспитанников к играм, игрушкам, материалам.
Безопасность:
-
соответствие всех элементов среды требованиям надёжности и качества